Разделение функций — это известный конструкторский способ —
основа основ. К примеру, когда мы берём
каркасный дом, он получается лёгкий и прочный.
Несущий каркас выполняют свою функцию,
отделочные панели и теплоизоляция — свои...
В итоге, такая конструкция выигрывает у традиционной, где функции совмещены.
А. Гинзбург
Основные причины аварий металлических конструкций (ЛСТК) нами были рассмотрены ранее. В данной статье, мы хотим рассказать читателю про ЛСТК, аварии и безопасность, затронув основные причины разрушения конструкций. Не для кого не секрет, что ЛСТК, встречающие в архитектурных и конструктивных схемах зданий и сооружений, давно настораживают потребителя. Не только из-за постоянно снижающейся цены, но и потому что пресса кишит сообщениями об ЛСТК, авариях и безопасности, которая на практике оказывается далеко не безопасной. Естественно, все причины обрушения ЛСТК исследуются и анализируются. Чаще всего, причина плохого положения металлических конструкций, кроется в расчетах и проектировании.
В строительной практике известны случаи отклонения от проектного задания во время монтажно-строительных работ. ЛСТК, аварии и безопасность, которая, явно, нарушена, в этих ситуациях объяснимы недостаточным сопротивлением одного единственного элемента (например, затяжки в арках и рамах), из-за чего произошло обрушение. Но когда имеет место обрушение зданий и сооружений на основе ЛСТК во время монтажа, тут часто причина отдаляется от следствия, в основном перечисляется ряд неблагоприятных факторов, вызванных погодными условиями и природными катаклизмами. А многие производственные, проектные и монтажные дефекты элементов ЛСТК, входящих в конструктивную схему здания (сооружения) просто замалчиваются. Так как ЛСТК, аварии и безопасность, в ряде случаев, типичны, давайте остановимся на самых распространенных причинах разрушения. Вот они:
Редким случаем, можно назвать ситуацию, когда ЛСТК не теряет свою устойчивость на всем сроке службы здания или сооружения. В расследовании катастроф, где фигурируют ЛСТК, аварии, и безопасность, которая, по идее, играет основную роль в любом быстровозводимом сооружении, ссылаются чаще всего (как мы уже и говорили) на потерю устойчивости, которая может наступить внезапно. Потеря устойчивости бывает общая и местная. Конструкция ЛСТК состоит из сравнительно тонких и длинных стержней, так что ничего удивительного в авариях, вызванных потерей устойчивости, нет. Плюс еще и недостатки проектирования, взаимодействующие с монтажными недочетами. Хотя, проектирование ЛСТК, проводится после соответствующих расчетов, где определяются запасы прочности в металлоконструкциях и их отдельных элементах, достаточные для безопасной эксплуатации. Но как видим, это картину не меняет.
Одним из громких обрушений, можно назвать ситуацию на Багиатском заводе в Южной Осетии. Случаи аварий промышленных и гражданских зданий и сооружений на основе ЛСТК довольно известны. Чаще всего, ЛСТК работающие на поперечный изгиб, теряют устойчивость в отдельных элементах. Это касается быстровозводимых зданий, как старой, так и новой постройки. 26 января 2013 года, под натиском снега, разрушился новый производственный ангар на Багиатском заводе, на котором производятся и разливаются различные напитков. Не смотря на то, что новое здание завода, было выстроено в короткие сроки, экспертное заключение относительно прочности ЛСТК, у подрядчика отсутствовало. Как, впрочем, не было и соответствующей проектно-сметной документации. И хотя по инициативе директора завода, все-таки, экспертное заключение было выдано (контролирующими службами Северной Осетии), никто не обратил внимание на то, что быстровозводимый ангар, по мнению инспекторов, являлся объектом строительства, не характерным для этой местности. Так прямо и говорилось: «вряд ли выдержит обильные снегопады», ну, в принципе, и не выдержал. Случаи потери устойчивости в стержневых системах фермы, арки, рамы вследствие недоучета знакопеременности усилий — нередки.
История обрушения
Странные истории творятся в последние годы с государственным унитарным предприятием «Багиатский наливочный завод», выпускающим минеральную воду. В 2009 году в целях расширения производственных мощностей завода государством были выделены 20 млн рублей на приобретение нового оборудования, однако на сегодняшний день оно закуплено лишь частично. А в прошлом году под новую линию розлива воды на территории предприятия построили производственное здание (ангар), но настолько хрупкое, что строение не простояло даже одну зиму. 26 января ранним утром возведенный ангар, не выдержав тяжести снега, обвалился словно карточный домик. Хорошо, что он не был введен в эксплуатацию. Благодаря этому удалось избежать возможных человеческих жертв.
О проведенных работах и возможном обрушении здания предупреждал тогдашний директор предприятия Станислав Дзассеев. «Когда я был назначен директором, ангар уже стоял. Я обращался к учредителям с просьбой разобраться в ситуации и не допустить его к эксплуатации, так как все конструкции изготовлены из легкого металла толщиной 3 мм, и при обильных снегопадах ангар может рухнуть», - вспоминает С. Дзассеев. По его словам, одного беглого взгляда было достаточно, чтобы понять - это легкое сооружение, которое не приспособлено к зимним условиям. Вскоре это подтвердилось, строение обрушилось, не выдержав даже двух зимних месяцев. Сотрудники завода облегченно вздыхают, радуясь, что новый наливочный цех не успел начать функционировать, ведь все могло кончиться трагедией. На момент выхода статьи у нас не было конкретных данных о стоимости здания. По неофициальной информации, на его строительство было израсходовано 24 млн рублей.
Даже, если попытаться перераспределить усилия, те деформации, которые уже произошли в одном стержне ЛСТК, все равно приведут к выходу из строя всю конструкцию. А значит, ни о какой безопасности речи нет. Получается, что ЛСТК, аварии, и безопасность взаимосвязаны, и чем в худшем положении находятся конструкции, тем больше вероятности разрушения всего здания или сооружения. Кстати, во многих заключениях экспертов, участвующих в современных расследованиях и занимающихся анализом обрушений конструкций, говорится, что потеря устойчивости в отдельных элементах ЛСТК наблюдалась задолго до аварии. Только на это мало, кто обращал внимание.
Можно до бесконечности связывать между собой катастрофы, разрушения и аварии. Можно давать советы, как правильно (а главное своевременно) проводить усиление конструкций, расставлять связи, чтобы предотвратить аварийные ситуации. Можно рассматривать несущие характеристики ЛСТК каркаса отдельно от теплоизоляционных свойств отделочных материалов. Можно даже продолжать эксплуатировать быстровозводимое здание или сооружение, не обращая внимания на несоответствие между проектными и реальными нагрузками. Но какой смысл тратить время и деньги на строительные технологии ЛСТК, которые нуждаются в доработке, если можно быстро и качественно возвести здание на основе ЛМК (легкие металлические конструкции). При этом ничего не потерять, и быстро вернуть назад вложенные в строительство средства.
У ЛМК технологий, практически нет недостатков. ЛМК не упадут от малейших колебаний земли, выдержат подземные толчки, снегопады и ливни, потому что их показатели критического значения, намного выше, чем у ЛСТК. Да и по стоимости разница невелика, чтобы говорить о какой-то экономии. А если учесть, что экономить надо не во вред себе, а с пользой, то будущее, наверняка, за ЛМК.
Более подробно узнать о технологиях строительства ЛМК Вы можете у наших специалистов по телефону! Если Вас интересуют ЛСТК, аварии и безопасность, следите за нашей онлайн информацией! Мы постоянно знакомим читателя с проблемами строительства, неправильными расчетами и примерами аварийных ситуаций на практике! Будьте с нами!