Расчет прочности ЛМК и ЛСТК

12.02.2018

Несмотря на то, что расчет прочности ЛМК и ЛСТК принято подтверждать исследованиями, существуют нормы и стандарты, соответствующие требованиям о механических свойствах конструкций, качество которых не должно вызывать сомнений.

На всех стадиях своего развития человек тесно связан с природой, но в любое время приходится считаться с научно-техническим прогрессом. Расчет прочности ЛМК и ЛСТК был обусловлен появлением новых строительных технологий, изучением которых занимались, занимаются и продолжат заниматься специалисты соответствующих отраслей производства.

  • Впервые о расчете прочности заговорили, вывив воздействие на конструкции изнутри и внешне. Со временем, как только спрос на легкие металлические конструкции вырос, расчет прочности ЛМК и ЛСТК был методично разложен по системам, используемым в конкретной стране.

Во Франции и Венгрии используется опыт исследований французских проектировщиков, согласно которых норма ударного воздействия на конструкции первого этажа равняется 1000 Дж, второго этажа — 60 Дж, а на самых верхних этажах — 10 Дж.

Английские и скандинавские методы расчета соответствуют испытаниям, которые проводились американскими исследователями. Согласно этим испытаниям, каркас здания, не выдерживающий трехкратных нагрузок в 360 Дж, считается непрочным. Также в этих странах проверяется прочность конструкций на истирание, царапание и на другие повреждения наружных стен от ударных воздействий твёрдыми и мягкими телами.

В России расчет прочности ЛМК и ЛСТК происходит математическим путем и включает в себя такие величины и показатели, как размеры, нормируемые значения нагрузок, максимально допустимые повреждения элементов, стыков и соединений, которые можно легко и быстро исправить. При проектировании и конструировании учитываются механические и природные воздействия, с учетом их распределения по высоте и ширине. После чего подбираются оптимальные конструктивные схемы зданий и сооружений, в которых присутствуют ограждающие, несущие и самонесущие конструкции, придающие жёсткость каркасу. Нормы, которые позволяют точно провести расчет прочности ЛМК и ЛСТК, представлены в документах СНиП II.23-81, СП 16.13330.2011, СНиП 2.01.07-85, Eurocode 3.1.1 ENV 1993-1-1:1992, LRFD (AISC) 2nd edition, ДБН В.2.6-198:2014.

В свое время нашими соотечественниками были разработаны серии железобетонных зданий, которые в СССР были представлены многочисленными складами и производствами. Основные положения расчета ЖБИ удовлетворяли запросам гражданского и промышленного строительства в течении двух веков. С появлением новых технологий строительства ЛМК и ЛСТК, железобетонных конструкции перестали пользоваться спросом, что привело к росту производственных и офисных зданий из ЛМК и ЛСТК.

  • Если вы заметили, аббревиатура новых технологий строительства начинается с литеры «Л» — легкие технологии строительства, что позволяет обобщать расчет прочности ЛМК и ЛСТК, но не саму формулу расчета, технические показатели которой зависят от вида, типа и назначения объекта строительства.

ЛСТК — это оцинкованная сталь, из которой строятся простейшие по конструкции здания и сооружения. ЛМК — это черная сталь, подразумевает использование в качестве несущего каркаса горячекатаный черный металл толщиной более 4 мм, что говорит о большей металлоемкости объекта строительства.

В наши дни находятся и те, кто считает, что ЛМК нельзя относить к легким технологиям строительства, из-за чего расчет прочности ЛМК и ЛСТК следует рассматривать в конкретном диапазоне: или ЛМК, или ЛСТК. Однако технические условия для стальных конструкций объединены в одном СНиП, а в легкие технологии строительства включены смешанные технологии (ЛМК и железобетон, ЛСТК и железобетон), а также деревянное домостроение, что само по себе не позволяет исключить металлоконструкции из черного металла из легких строительных технологий.

  • Хотелось бы развеять мифы относительно показателя «легкости» ЛСТК. Как известно, что в черном металлопрокате, что в ЛСТК применяются одинаковые марки стали, чтобы воспринять усилие в элементе конструкции сечение должно быть примерно одинаковым. Чтобы достигнуть необходимой несущей способности каркаса понадобится столько же оцинкованной, стали, сколько черного металла, что несомненно приведет к удорожанию ЛСТК проекта.

Поэтому мы считаем некорректным сравнение ЛСТК и ЛМК по характеристикам металла, без анализа технического задания (ТЗ) заказчика. Чтобы провести сравнение по весу металлических конструкций, необходимо провести точный расчет прочности ЛМК и ЛСТК, исключив любые ошибки и риски, особенно в тех случаях, когда речь идет о повышенных природных нагрузках, а также при неустойчивой сейсмической обстановке.

В нашей компании есть онлайн консультанты, готовые ответить на любые ваши вопросы в пределах производства ЛМК или ЛСТК. Вы можете связаться с ними по «Обратной связи» или по телефону 391 251-82-82. Обращайтесь!